Приветствую Вас, Гость
     


 

    

           Рабочая программа курса 

«Неорганическая химия» для 8 А, 8 Б класса   

общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 

2 часа в неделю (всего 70 часов) 2013-2014 уч.г.       

Составитель рабочей программы: Голованова Галина Яковлевна, учитель химии, биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области»              

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса химии 8 класса на 2013/2014 учебный год к рабочей программе курса химии 8 класса на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа курса «Неорганическая химия» для 8 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) реализуется в соответствии с:

1.                Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования  (2004 г.).

2.                Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2010 года № 819.

3.                Учебным планом МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2013-2014 учебный год (ФКГОС).

4.                 Локальным актом МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (ФКГОС)».

5.                Календарным учебным графиком  МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2013-2014 учебный год.

6.                Расписанием уроков МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2013-2014 учебный год.

и на основе:                                                                                  

1.                Примерной программы основного общего образования  (2004 г.) по химии.

2.                Авторской программы по предмету.

3.                Инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

С учетом методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  общеобразовательного учреждения (Автор-составитель Посохина Е.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2009г.)

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа по химии составлена Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии, а так же  Программы по химии для   8-9  классов общеобразовательных учреждений (Программы по химии для   8-9  классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 128 с.; Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. - 56с. и Химия: рабочие программы учителя: 8-11 классы/[Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара]; под ред.Н.Е.Кузнецовой.- М.:Вентана-Граф, 2011. -160 с.: ил.)

Цели рабочей программы

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·                   освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·                   овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·                   развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·                   воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·                   применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся. В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи рабочей программы   

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи курса:

§  вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их    добывания, переработки и применения;

§  раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;

§  внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;

§  развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

§  развить экологическую культуру учащихся.  

Изменения, внесенные в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о систематике химических эле­ментов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Он рассчитан на 2 ч в неделю при изучении предмета в соответствии с базисным учеб­ным планом. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции; 3) хими­ческая технология и прикладная химия, имеющим валеологическую направленность. В предлагаемую рабочую программу внесены некоторые изменения: увеличено количество часов на ключевые темы (например, «Основные классы неорганических веществ») за счет уменьшения времени для изучения более простых тем («Методы изучения химии»), с которыми учащиеся знакомы из курсов биологии, природоведения и физики. Исключены некоторые демонстрационные и лабораторные эксперименты, предполагающие работу с опасными веществами. Увеличено количество часов на решение задач. Например, решение задач по темам: «Закон Авогадро.  Объемные отношения газов при химических реакциях» включено в планирование, но не является обязательным, так как отсутствует в Примерной программе.

№ п/п Наименование раздела и тем Количество часов по авторской программе Количество часов в рабочей программе Примечание 1 Введение 2 2   2 Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. 10 11 В связи с необходимостью обобщения 3 Тема 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии 4 5 В связи со сложностью изучаемого материала 4 Тема 3. Методы химии. 2 - Исключена, т.к. эти вопросы изучались в 7 классе по биологии и физики 5 Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике 4 4   6 Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение 6 6   7 Тема 6. Основные классы неорганических соединений 12 13 В связи с необходимостью обобщения 8 Тема 7. Строение атома 4 2 Объединены темы в соответствии с содержанием параграфа 9 Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева 4 5 В связи со сложностью изучаемого материала 10 Тема 9. Строение вещества. 4 4   11 Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории 4 5 В связи со сложностью изучаемого материала 12 Тема 11. Водород, рождающий воду и энергию 4 3 Объединены темы в соответствии с содержанием параграфа 13 Тема 12. Галогены — естественное семейство химических элементов 2 6 В связи со сложностью изучаемого материала и необходимостью выполнения практической части 14 Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов 4 4     Итого 68 70 Увеличена на 2 часа в соответствии с учебным планом

Название учебно-методического комплекта

Данная программа реализована в УМК:

·        учебник Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.

·        Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.

·        Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.   Количество учебных часов, в том числе количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований    

Программа  рассчитана на  70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю (2ч. в неделю для общеобразовательных классов). Плановых контрольных уроков__7_. Плановых практических работ__7__.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся    

Используемые технологии: технология проблемного обучения, технология формирования критического мышления учащихся, информационно-коммуникационные технологии, метод проектной деятельности.      Формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, лабораторные и практические занятия), групповые (групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).      В организации учебной деятельности предпочтение отдается активным и интерактивным формам обучения. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, контрольные и практические работы) и устный опрос (собеседование).

На уроках химии  используются следующие виды контроля:

·        предварительный (определение уровня базовых знаний перед изучением темы);

·        текущий (выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала);

·        тематический (проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени);

·        итоговый (выявление степени усвоения раздела, нескольких тем).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать

·                химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·                важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·                основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

·                называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·                объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·                характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·                определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·                составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·                обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·                распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·                вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                безопасного обращения с веществами и материалами;

·                экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·                оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·                критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·                приготовления растворов заданной концентрации.


 

Перечень учебно-методических средств обучения 

Основная литература:

·        Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.;

·        Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.

·        Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

·        Химия: рабочие программы учителя: 8-11 классы/ (Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара); под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 160с.: ил.

Дополнительная литература:

1.           Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

2.     Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный под­ход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. -1993. - № 3.

3.     Зуева М.В., Гара Н.Н. Экзаменационные работы по химии. 8-9 кл. - М.: Вентана-Граф, 2002.

4.     Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология орга­низации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект ди­дактических материалов для 8-11 классов общеобразователь­ной школы. — М.: ВентанаТраф, 2001.

5.     Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 1977-2000.

Для учащихся:

·        Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.; ·        Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.   Оборудование и приборы: см. Приложение 1.